0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страховые компании вынуждены отказывать потерпевшим в ДТП автовладельцам в направлении на ремонт по автогражданке. Из-за нехватки запчастей компенсацию выплачивают деньгами. Параллельный импорт деталей на ситуацию пока практически не влияет, отмечают представители техцентров. Страховщики предлагают использовать для ремонта по ОСАГО подержанные запчасти, чтобы исправить ситуацию. Это приведет к всплеску аварийности и росту числа угонов, предупреждают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Деньги вместо ремонта

Техцентры, занимающиеся ремонтом пострадавших автомобилей по ОСАГО, столкнулись с дефицитом запчастей. Из-за этого они не могут осуществить ремонт в течение 30 дней, как того требует закон. Об этом представители страховщиков заявили на круглом столе, посвященном проблемам импортозамещения в ОСАГО, который прошел в Общественной палате РФ.

По словам заместителя начальника управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «Ресо Гарантия» Марины Щукиной, страховщикам приходится заключать дополнительные соглашения с потерпевшими, чтобы избежать штрафов за несоблюдение сроков ремонта, а вместо выдачи направления на ремонт — выплачивать компенсацию деньгами, что не всегда находит понимание у автовладельцев.

Городское ДТП

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

— Нередко потерпевшая сторона не предоставляет страховой компании реквизиты, на которые следует перечислить возмещение по ОСАГО, и не приходит за деньгами в кассу. В итоге мы сталкиваемся со значительными пенни и штрафами, несмотря на то, что прямой вины страховой компании в несоблюдении сроков ремонта нет, — пожаловалась Марина Щукина.

Ситуация осложнилась в начале весны, когда на рынке возник дефицит запчастей, подчеркнул вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти компании «АльфаСтрахования» Алексей Артамонов.

— Наиболее остро стоит вопрос со сроками поставками деталей: он может достигать нескольких месяцев. Параллельный импорт и попытки импортозамещения пока особых результатов не дали: масштаб поставок запчастей по этим каналам незначителен, — отметил Артамонов.

Взялись за старое

В нынешних условиях имеет смысл разрешить использовать для ремонта по ОСАГО подержанные запчасти, считает вице-президент «АльфаСтрахования». При этом качество и безопасность таких деталей должны гарантироваться их сертификацией, подчеркнул он.

Это предложение поддержал заместитель генерального директора, начальник управления выплат по имуществу «Ресо Гарантия» Дмитрий Кальян. Однако он подчеркнул, что для ремонта не следует использовать б/у детали, которые напрямую влияют на безопасность дорожного движения, например детали тормозной системы и рулевого управления.

Фиксирование повреждения автомобиля, попавшего в ДТП

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предложение страховых компаний по использованию подержанных запчасти поддерживают, но с оговорками.

— В нынешних условиях дефицита использование б/у деталей при восстановительном ремонте оправданно. Но исключительно как временная мера, — заявил на круглом столе директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев.

Где гарантии

Перспективы быстрого замещения иностранных запчастей российскими аналогами весьма туманы, отмечают специалисты. По словам члена правления Союза автосервисов РФ Ильи Плисова, российские производители не обладают достаточными компетенциями, у них нет необходимого оборудования и квалифицированного персонала для их выпуска.

Кроме того, зачатую не решены вопросы с патентами и правами на интеллектуальную собственность, добавил он. Использование подержанных запчастей также не панацея.

Страховые полисы в руках девушки

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

— Далеко не всегда состояние такой детали позволяет установить ее на автомобиль и гарантировать работоспособность. Зачастую подобные запчасти приходится восстанавливать. В случае, когда ремонт осуществляется по направлению из страховой компании, эти расходы, а также логистические издержки в калькуляции ущерба не учитываются, — подчеркнул Плисов.

В краткосрочной перспективе единственной альтернативой отсутствующим на рынке запчастям могут выступить только подержанные детали, считают экономисты.

— В условиях дефицита решить вопрос с поставками можно тремя путями — параллельным импортом, выпуском аналогов в нашей стране или использованием б/у деталей. Обеспечить бесперебойный ввоз запчастей пока не получается, для их производства в России зачастую не хватает компетенций. Остается только вариант с подержанными деталями, — заявил завкафедрой экономической промышленности РЭУ Плеханова Андрей Быстров.

Криминал и безопасность

Решить вопрос с нехваткой запчастей для ремонта машин по автогражданке может изменение закона «Об ОСАГО», считает заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин. По его словам, основная проблема связана с опасением страховщиков не уложиться в отведенные законом срок в 30 дней. Из-за этого компании перестают выдавать направления в техцентры.

— Возможно, имеет смысл увеличить этот срок, позволив страховым компаниям и автосервисам восстанавливать автомобиль после ДТП в течение большего времени. Это позволит избежать использования подержанных запчастей при ремонте по ОСАГО, — отметил он.

Работница сборочного цеха на заводе по производству автомобильных фар

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Применение б/у деталей приведет к росту аварийности, уверен главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. На безопасность автомобиля влияют абсолютно все его детали, а не только узлы тормозной или рулевой систем, уверен он.

— Кто даст гарантию, что бампер или крыло, снятые со старой машины, в дальнейшем нормально поведут себя в случае ДТП и смогут должны образом погасить энергию удара? Также непонятно, смогут ли нормально освещать дорогу подержанные фары. Использование подержанных запчастей при ремонте по ОСАГО не лучшим образом скажется на безопасности дорожного движения, — подчеркнул Кадаков.

Если разрешить страховым компаниям применять б/у детали, то в России резко вырастет количество автоугонов, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Машины начнут массово разбирать на запчасти, подчеркнул он.

Запчасти есть, но денег нет

По мнению экспертов, проблема связана не с отсутствием новых запчастей, а с размером компенсаций, которые определяют страховые компании при калькуляции ущерба.

— На прошлой неделе я был на складе запчастей АвтоВАЗа. Он буквально забит деталями как для автомобилей Lada, так и для Renault. Есть практически все наименования, вплоть до автоматических коробок передач. Другое дело, что на те суммы, которые выплачивают страховщики, приобрести их просто нереально, — отметил Максим Кадаков.

Сотрудник цеха кузовного ремонта наносит краску на поверхность детали автомобиля

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

С ним согласен Антон Шапарин, который считает, что занижение размера выплат страховщиками носит массовый характер. По его словам, недавнее решение ЦБ РФ, позволяющее использовать при определении суммы компенсации стоимость деталей-аналогов, только усугубит ситуацию.

— Страховые компании будут использовать цену на самые дешевые запчасти, без учета сроков доставки, от которых также зависит их цена. В итоге выплаты по ОСАГО станут еще меньше, — уверен он.

По словам Шапарина, в погоне за прибылью страховые компании забыли о главном предназначении автогражданки — защите автомобилистов от разборок на дороге в случае ДТП. Он добавил, что совместно с двумя фракциями Госдумы сейчас готовится законопроект о создании госкомпании, которая займется вопросами ОСАГО.

Источник: © Известия

Оформить Е-ОСАГО страховой полис онлайн

Калькулятор страхового полиса ОСАГО

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии