0 0 голоса
Рейтинг статьи

Страховщики требуют от велосипедистов, ставших виновниками ДТП (Дорожно-транспортное происшествие (автоавария, автокатастрофа) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб), значительные суммы за компенсацию вреда. Если виновным оказался несовершеннолетний, то платить обязывают родителей.

Один из таких случаев произошел летом прошлого года в Нижнем Новгороде. Тогда 11-летний велосипедист выехал на пешеходный переход на запрещающий сигнал  светофора и попал под колеса кроссовера. По словам подростка, он перепутал разрешающий и запрещающий сигналы. После инцидента водитель обратился в страховую компанию для выплаты по каско. Ремонт автомобиля обошелся в 139,2 тыс. рублей. Регрессную выплату выставили на законных представителей ребенка, другими словами на родителей.

Что гласит Верховный суд

Между тем Верховный суд в недавнем обзоре практики указал, как надо добиваться возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними при ДТП. Суд рассматривал наиболее ранний случай, произошедший три года назад: тогда 14-летний ребенок на велосипеде попал в ДТП, повредив автомобиль.

Автовладелец обратился в суд, чтобы получить возмещение вреда с родителей подростка. Иск удовлетворили, сославшись на то, что родители ребенка не подготовили его к езде на проезжей части и не научили правилам дорожного движения. Потерпевший получил 103 тыс. рублей, также ему возместили расходы по оценке стоимости вреда и госпошлину.

Последующая инстанция оставила решение без изменений, как и кассация. Верховный суд, в свою очередь, не согласился с выводами прошлых инстанций. Всё потому, что согласно Гражданскому кодексу несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред самостоятельно. Другими словами судам следовало установить, может ли сам велосипедист компенсировать нанесенный вред, а потом уже привлекать родителей в качестве соответчиков.

Компенсация вреда быть может возложена на родителей велосипедиста, лишь если у ребенка нет доходов либо имущества, а сами родители не признают собственной вины в случившемся. При этом их обязанность по возмещению вреда прекращается по достижении ребенком 18-летнего возраста, уточнил ВС и отправил дело на новое рассмотрение.

Покрывает ли ОСАГО ДТП с велосипедистом?

Страховые компании отмечают, что компенсировать вред от ДТП с несовершеннолетним можно не только лишь по каско, но и по ОСАГО.

— В ДТП с участием лиц, передвигавшихся на велосипеде, моноколесе, самокате и иных схожих средствах транспорта, также используются нормы закона о ОСАГО и ГК РФ. Если, согласно постановлению ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения — ведомство МВД России, которое осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения), автомобилист не является виновником столкновения, признаки административного правонарушения с его стороны отсутствуют, то виновником ДТП признается лицо, передвигавшееся на велосипеде, самокате и т. д. Потому что при передвижении на данном виде транспорта в РФ не требуется оформление страхового полиса, а именно, ОСАГО, то возмещение вреда может быть только через суд либо добровольно. Если у автомобилиста есть полис каско, тогда страховая компания оплатит ему убыток, а позже в порядке суброгации в соответствии со ст. 15, 965, 1064, 1079, 1073 ГК РФ взыщет сумму оплаченного ущерба с виновника ДТП. Если виновник ДТП — несовершеннолетнее лицо, суброгация выставляется его законному представителю, —
— объясняет Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахования».

В случае ДТП с несовершеннолетним юристы рекомендуют сначала вызвать ГАИ (Госавтоинспекция МВД России — ведомство МВД России, которое осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения) и зафиксировать повреждения.

— Если автомобиль поврежден, пока стоял без движения, необходимо сделать обзорные и детальные фото повреждений. Если в салоне ТС установлен видеорегистратор — проверить, есть ли запись инцидента, заодно посмотреть примыкающие автомобили. Обязательно необходимо проверить наличие камер системы «безопасный город» и вызвать участкового для фиксации повреждений. Если виновник известен — выясняется размер вреда, предпринимается попытка договориться полюбовно, при неудовлетворительном итоге — независимая экспертиза с обязательным уведомлением родителей подростка, предъявление иска о возмещении вреда к родителям в виде цены ремонта, расходов на экспертизу, юриста, почту, госпошлину, — рекомендует юрист Михаил Никитин.

Что творят велосипедисты

С ростом популярности велотранспорта проблема регулировки данного вида передвижения стала актуальной. В ПДД предусмотрены все требования к велосипедистам и их обязанности, но по факту не много кто эти правила соблюдает.

— У нас на дорогах находится большое количество лиц, которые не знают собственных обязанностей как участников дорожного движения. Это и водители электросамокатов, и велосипедов. Это совершеннолетние и несовершеннолетние. К примеру, вполне себе взрослые люди на спортивных великах думают, что могут тихо соперничать с мотоциклами и остальным транспортом и двигаются в междурядье. Это полностью недопустимо. А на многочисленные предложения им соблюдать правила дорожного движения они просто грубят и уезжают, — отмечает вице-президент Государственного авто союза Антон Шапарин.

Самокат — только с 18 лет

«Бесправных» участников дорожного движения пытаются регулировать сервисы аренды электросамокатов. Так, к примеру, Whoosh дает доступ к собственному транспорту лишь лицам старше 18 лет. Но, к огорчению, это ограничение просто обходится из-за легкомысленного отношения родителей.

— Как показывает опыт, 99% случаев передачи самоката ребенку — это действие родителей. Арендовали специально для подростка, не смогли отказать. Пик таких ситуаций — выходные в популярных местах отдыха в городе. Выводим туда сотрудников раздавать листовки с основными правилами, где говорится и о том, что для детей самокаты очень большие. В Самаре и в Челябинске делали это вместе с ГИБДД — не штрафовали, именно рассказывали о правилах и почему принципиально их соблюдать, — сообщили в пресс-службе сервиса аренды самокатов.

Представители Whoosh напомнили, что передавать самокат детям — запрещено. Каждый клиент предупрежден об этом, как и о остальных правилах при регистрации. Нарушения выявляются всеми доступными методами. Чаще всего это сообщения команды сервиса, которая работает в городе — они видят таких юзеров, присылают фото и номер самоката. Время от времени сообщают другие пользователи, в особенности о поездках вдвоем — потому что знают, что это наносит вред самокату, которым им еще воспользоваться.

В случае ДТП сервис собирает максимум информации о случившемся. Если человек на самокате скрылся — помогают в правоохранительных органах установить личность. Страховка позволяет покрыть вред от ДТП, при этом выплата не зависит от обстоятельств аварии и возраста того, кто управлял самокатом. Страхование распространяется и на вред, нанесенный третьим лицам.

Оформить Е-ОСАГО страховой полис онлайн

Калькулятор страхового полиса ОСАГО

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии