0 0 голоса
Рейтинг статьи


ОСАГО становится всё убыточнее из-за кризиса, считают аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings. «Это обусловлено резким увеличением среднего размера убытка по ОСАГО в I квартале 2021 года ввиду роста цен на запчасти, вызванного обменным курсом. Частота убытков также начала увеличиваться, возвращаясь к уровням, имевшим место до пандемии», — говорится в релизе агентства. Как обстоят дела у страховых компаний и почему убытки даже в несколько миллиардов рублей не опасны для этого бизнеса, разбирались «Известия».

Есть ли повод для беспокойства

Однако в Российском союзе автостраховщиков просят не торопиться с выводами.

«Информация о росте цен на полисы ОСАГО не соответствует действительности. Так, средняя цена полиса для легкового автомобиля физлица за первое полугодие 2021 года составила 5448 рублей, что практически равно значению средней премии для легковых автомобилей физлиц годом ранее. РСА согласен с выводами Fitch Rating о росте убыточности ОСАГО. В то же время реформа тарифообразования обязательной «автогражданки», начатая Банком России в 2019 году, привела к резкому росту конкуренции между страховыми компаниями за безубыточных клиентов. В результате по итогам 2019 года средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5% и с тех пор держится практически на том же уровне», — рассказали в РСА.

Кто виноват

Страховщики, помимо подорожания запчастей, в росте убытков по ОСАГО винят снежную зиму. В то же время директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров просит учитывать индивидуальный подход в образовании тарифов.

«Средний размер убытка по ОСАГО в 2021 году действительно растет. Уже в первом квартале этот показатель вырос почти на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно сильно на рост повлияло подорожание запчастей. Также нельзя не учитывать неблагоприятные погодные условия снежной зимой 2020–2021 годов. По нашим прогнозам, этот показатель вырастет еще ощутимее по сравнению с 2020 годом, поскольку в 2021 году уже не будет «эффекта локдауна». Что касается цены на полис ОСАГО, то она рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Поэтому говорить о какой-то единой тенденции изменения цен нельзя. У кого-то стоимость полиса вырастет, у кого-то упадет», — рассказал Денис Макаров.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Что происходит с ценами

Представители бизнеса подтверждают ощутимый рост цен на запасные части. По данным маркетплейса Autodoc.ru, они подорожали в среднем на 15–20% с начала года.

«В частности, сказывается на росте цен и непрекращающийся в мире дефицит чипов: ряд связанных с электроникой деталей подскочили в цене с начала года на 30–40%, при этом некоторых таких запчастей и вовсе не хватает, производители из-за сбоев с поставкой компонентов не успевают отгружать автомобильную электронику на склады. Речь идет, в частности, о некоторых типах датчиков, выключателях, реле, блоках управления различными системами. Помимо этого, растут в цене детали с высоким содержанием металла, мировые цены на которые, как известно, идут вверх. К ним относятся тормозные диски и колодки, элементы подвески, кузовные детали», — комментирует президент маркетплейса Владислав Соловьёв.

Цены на ремонтные работы сейчас пока остаются на прежнем уровне. Сервисы отмечают, что на данный момент кузовные работы либо приносят минимальную прибыль, либо не приносят ее вовсе.

«По всей нашей сети цены на услуги по окраске и ремонту остались на уровне прошлого года. Цены выросли только на запчасти и расходные материалы по причине роста курса валют. Краска, шпаклевка, средства для полировки, химические средства, детали кузова — цены в среднем выросли на 30%. Думаю, что в ближайшее время рынок кузовного ремонта обязан отреагировать повышением цен минимум на 10%», — отмечает руководитель направления кузовного ремонта международной сети автосервисов Fit Service Владимир Штуккерт.

В свою очередь, страховые компании уже сообщили о введении новой методологии обновления справочников, по которым высчитывается стоимость ремонта. Это поможет более точно рассчитать выплаты. Так, по словам представителей РСА, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках. Он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Что является убытком для страховщиков

Если в обычном бизнесе убыток означает превышение расходов над доходами, то в понимании страховых компаний он означает отношение осуществленных за год выплат к собранным за этот же год и относящимся к нему страховым взносам. Таким образом, если страховщик собрал по ОСАГО 10 млрд рублей, а отдал 6 млрд рублей, то в отчетах он напишет об убыточности в 60%.

Но даже если у страховой компании будет существенный убыток по выплатам ОСАГО, его перекроют другие виды страхования. Партнер инвестиционного клуба «Актив» Климентий Целовальников отмечает, что разговорами об убытках страховые компании скорее хотят обратить на себя внимание, нежели действительно сигнализируют об угрожающем бизнесу положении.

«ОСАГО приносит далеко не основную часть прибыли страховым компаниям. Основной доход бизнес получает все-таки от страхования жизни и здоровья, а также имущества. Как бы ни были страшны на первый взгляд цифры убытков, не думаю, что они сильно влияют на жизнь всей компании. Скорее это повод надавить на ЦБ, чтобы они обратили на ОСАГО большее внимание и разрешили что-то делать с тарифами. Первую реакцию мы уже видим — это повышение тарифов на страхование такси. И тут тоже бизнес почти не страдает, так как вместе с повышением стоимости полиса повысился тариф на перевозку», — отметил Целовальников.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Во что обходятся суды

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напомнил, что основная часть убытков у страховщиков приходится на судебные издержки по тяжбам с автовладельцами.

«Системная практика страховых компаний состоит в том, чтобы занизить сумму выплаты. Для этого используется несколько механизмов. Первый: все запчасти и стоимость работ приведены в специальном справочнике-реестре и цены там тотально занижены. Соответственно, занижается стоимость запчастей и занижается стоимость выплаты. Люди идут в другие оценочные компании, независимые от страховых, там проходит оценка совершенно другими калькуляциями. Затем обычно следует обращение в суд. Судебные издержки во многом и формируют сумму расходов страховых компаний, потому что они платят помимо них еще и штрафы государству, компенсации, моральный ущерб и т.д.», — рассказал Шапарин.

© Известия

Оформить Е-ОСАГО страховой полис онлайн

Калькулятор страхового полиса ОСАГО

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии